sale@s10a.ru
Кирпичный стиль в архитектуре Петербурга s10a

Кирпичный стиль в архитектуре Петербурга

Кирпичный стиль в архитектуре Петербурга – история появления и становления.

Главная » О Нас » Стеноблог » Кирпичный стиль в архитектуре Петербурга
Кирпичный стиль в архитектуре Петербурга

Кирпичный стиль в архитектуре Петербурга – Шрётер, Китнер и другие.

Кирпич помимо своих отличных строительных характеристик, может служить и прекрасным декоративным материалом. В России во второй половине XIX века кирпичный декор был настолько популярен, что исскуствоведы даже ввели новый термин. 

 

Кирпичная мода и Шрётер

Изначально кирпичные неоштукатуренные фасады были характерны для фабричных зданий, казарм и прочих «официальных» сооружений. Появились такие фасады еще в XVIII веке и никакого стиля архитектурного или декоративного поначалу не создали. Просто кирпичный фасад оставить было дешевле, чем штукатурить, а публичным зданиям второго эшелона не зачем было блистать красотой. 

Однако спустя век все переменилось, и, как часто бывает, мода на кирпичные фасады пошла от модного архитектора. Вернее, от нескольких. Но самым известным был Виктор Шрётер, русский архитектор немецкого происхождения. Он родился в Петербурге, закончил Петришуле, Петербургскую Художественную академию и Строительную академию  в Берлине. Может быть, именно время обучения в Германии и сформировало его эстетические предпочтения, во всяком случае искусствоведы любят найти в его творчестве следы немецкого ренессанса. Кредо Шрётера – «строить добротно и при этом экономно», очень по-немецки. Он первым стал вводить в свои работы декор из обожженного кирпича и природного камня, смело экспериментировал в разными веяниями, от готики до мавританской архитектуры, и поэтому считается одним из основоположников эклектики в архитектуре. 

В Петербурге много домов, построенных Шрётером, считаются жемчужинами градостроительства. Одним из лучших называют особняк Шрётера на набережной реки Мойки, 114/2, построенный в 1890-91 годах, это яркий образец кирпичного стиля. Особняк романтического силуэта напоминает постройки ренессансных немецких городов, дом украшают готическая башенка, ажурные балконы и декоративные мансарды. Фасады асимметричны, их объединяет усеченный эркер с башенкой. Их декор лаконичен, но выразителен, фасады выложены терракотовой плиткой и обожженным облицовочным кирпичом. С двух сторон от особняка чуть позже архитектор построил два доходных дома, оба тоже в кирпичном стиле. 

 

Кирпичный стиль входит в моду

Вслед за Шрётером в «кирпичном стиле» стали строить и другие архитекторы. И тут выяснилось, что кирпичная облицовка может быть одновременно и выгодной, и эстетически значимой. В кирпичном стиле стали возводить больницы и казармы, доходные дома и промышленные здания, особняки и церкви. «Кирпичный стиль» демонстрировал практически неограниченные возможности фигурных кирпичей для создания самых сложных декоративных форм, но требовал высокого уровня строительного искусства. А для нашего  города он был просто спасением, так как позволял сохранять приличный вид строений довольно длительное время без дополнительной покраски.

В Петербурге сохранилось много интересных образцов архитектуры «кирпичного стиля», они так затейливо, порой украшены, что искусствоведы даже стали называть этот стиль кирпичным романтизмом. Примеров множество: это и здание съезжего дома Коломенской части (арх. Р. А. Желязевич, 1840-е гг.), ставшее архитектурной доминантой Калинкинской площади (пл. Репина, 1), и жилые дома и  здание шелковой фабрики (арх. В.А. Шрётер, 1872) на наб. реки Фонтанки, 183, и его же дома в Зоологическом пер., 3 (1881), и работы И.С. Китнера, такие как доходный дом купца В.Ф.Штрауса (1873-1874; 2-я линия В.О., 9/10) и школа для мальчиков лютеранского прихода Св.Екатерины (1885-1886, Большой пр. В.О., 55). 

Китнер много строил в России и в частности в Петербурге, в том числе и в содружестве с В.А. Шрётером, в нашем городе сохранилось несколько его домов. Иероним Себастьянович Китнер, академик архитектуры, урожденный немец, был убежденным апологетом «кирпичного стиля», он считал применение кирпичного декора («без прилепов и раскраски») для стен из того же материала примером правдивой, органичной архитектуры. Одни из самых интересных его работ – особняк и механический завод К.Б. Зигеля (1888-1890; ул.Марата, 63 и ул. Достоевского, 44). Со стороны ул. Марата находится особняк, в котором буквально соединено все: динамичные разнохарактерные объемы, экспрессия, нарочито усложненный силуэт здания. Если учесть, что особняк занимает угловое место в застройке улицы, то художественный эффект достигает высокого звучания. Кирпичное здание завода при всем своем архитектурном соответствии назначению – также очень интересный образец «кирпичного стиля» с русским звучанием. Украшают фасад фигуры медведей (отлиты по модели скульптора А.Л.Обера, автора скульптуры орла на фасаде Дома Зингера).

О кирпичном стиле можно писать довольно много. Сегодня, когда кирпич снова становится популярен, многие архитекторы внимательно изучают наследие Петербургского градостроительства и вдохновляются работами великих мастеров. Кирпичный стиль в его эклектичном звучании созвучен новым веяниям постмодерна, и сегодня многие частные особняки и отдельные здания снова обращаются в этому стилю.

Отличные цены

Отличные цены

Налаженные контракты с производителями стеновых материалов позволяют компании СТЕНА предлагать кирпич и газобетон по отчимы ценам.

Высокое качество

Высокое качество

Мы работаем только с проверенными поставщиками, которые производят товар высочайшего качества, что позволяет избегать возвратов.

Своевременная поставка

Своевременная поставка

Отлично выстроенная логистика позволяет организовать поставку точно в срок и обеспечить бесперебойную работу строек.